The Financial Times: Трамп заставляет весь мир влюбиться в Китай. Часть 1/2
Страны, которые когда-то считали успех Америки своим собственным, теперь рассматривают США как противника, а Пекин — как образец для подражания.
Автор материала — глава Центра либеральных стратегий Иван Крастев.
▪️«Без холодной войны какой смысл быть американцем?» — иронично замечает персонаж Джона Апдайка, Гарри «Кролик» Ангстрем, высмеивая миссионерский пыл своей страны и чувство собственной праведности.
▪️«Кролик», белый типичный американец из среднего класса, которого Апдайк использовал для отслеживания изменений в американской культуре и политике, вероятно, проголосовал бы за Дональда Трампа на последних выборах.
▪️И американцы, и неамериканцы устали от десятилетий двойных стандартов и либерального лицемерия, исходящих из Вашингтона. Именно поэтому попытка Байдена возродить борьбу холодной войны между демократиями и автократиями после вторжения Путина на Украину потерпела столь сокрушительный провал.
▪️Жесткие санкции Вашингтона против России, напротив, привели к тому, что (демократическая) Индия первоначально резко увеличила закупки российской нефти, а (демократическая) Южная Африка почти встала на сторону Москвы в том, что Путин назвал «антиимперской» борьбой.
▪️Приход Дональда Трампа ознаменовал конец лицемерию и морализаторству и появление новой формы жестокости и откровенности во внешней политике США. Больше никаких показных жестов; больше никаких тщательно продуманных заявлений.
▪️В отсутствие ограничений отпала бы необходимость в показной дипломатии.
▪️До Трампа, когда Америка нападала на богатую нефтью страну, Вашингтон утверждал, что это связано с демократией или безопасностью, хотя люди подозревали, что речь шла о «черном золоте». Сегодня президент США первым заявляет, что напал на Венесуэлу из-за нефти; больше нет никаких предлогов, связанных с демократией.
▪️Но прекращение лицемерия не обязательно сделает Америку более уважаемой страной.
▪️Недавно опубликованный глобальный опрос, проведенный по заказу Европейского совета по международным отношениям (до начала операции США в Венесуэле и до массовых протестов в Иране), показывает, что в первый год второго срока Трампа все больше людей считают, что и без того значительное влияние Китая будет расти — и что это позитивная новость как для их собственной страны, так и для всего мира.
▪️Другими словами, Трамп, возможно, и потряс весь мир, но мир все больше склоняется к Китаю.
▪️Почему так происходит, вряд ли загадка. Многие из новых поклонников Пекина владеют китайскими электромобилями, установили на крышах китайские солнечные батареи, используют DeepSeek и наблюдают, как их дети играют с игрушками, произведенными в Китае.
▪️Помимо угрожающих военных учений вокруг Тайваня и в Южно-Китайском море, Китай также демонстрирует явный пацифизм, не проводя никаких наступательных военных операций за пределами того, что он считает своими границами.
